История фирмы Hispano-Suizа.
Основателем
фирмы «Hispano-Suiza» был швейцарец по
происхождению Марк Биркигт. Не найдя достойного занятия у себя на родине
(автомобили в Швейцарии запрещала церковь), он переехал в Барселону, где в 1904
году была основана новая фирма «La Hispano-Suiza Fabrica de Automoviles («Испано-Швейцарская фабрика
автомобилей»).
Триумфальному
шествию марки к славе и почету способствовал испанский монарх Альфонсо XIII, который в 1905 году на выставке в
Мадриде купил Hispano-Suiza с двигателем мощностью 20 л.с. С тех пор королевский гараж
стал получать первый экземпляр Hispano-Suiza каждой новой серии.
Скоро Hispano-Suiza стало тесно в небогатой Испании, так
как состоятельных клиентов там оказалось немного. Поэтому Биркигт перенес
штаб-квартиру в Париж, сохранив часть предприятия в Барселоне.
В годы
первой мировой войны Hispano-Suiza выпускала авиационные моторы, которые убедительно
продемонстрировали свое превосходство в небе. Поклонником авиационных
двигателей Hispano-Suiza оказался знаменитый французский ас, друг Биркигта – Жорж
Гинеме. В один из дней, лучший пилот Франции, неизлечимо больной туберкулезом,
вылетел, как обычно, на задание, но не вернулся на аэродром. Его друзья-пилоты
говорили, что бесстрашный Жорж, наверно, достиг Луны.
Исчезновение
«капитана Жоржа» стало основанием для новой эмблемы фирмы – летящего аиста.
Такой же, как на знаке эскадрильи Гинеме, аист символизировал его родную
Лотарингию.
Война
вдохновила Бигкигта на создание автомобильного мотора, максимально схожего с
авиационными, стоявшими на истребителях отважных асов. Первый такой двигатель
стал настоящим произведением инженерного искусства – один их специалистов
назвал его «самым прогрессивным мотором своего времени". Блок цилиндров
этого рядного шестицилиндрового двигателя изготовляли из алюминиевого сплава по
авиационной технологии.
Моторы Hispano-Suiza отличались удивительной плавностью
работы. Невиданные доселе тормоза на всех колесах с усилителем зарекомендовали
себя как очень эффективные. Даже компания Rolls-Royce, усмирив гордыню, приобрела на них
патент.
Как и все
производители дорогих автомобилей тех лет, фирма Hispano-Suiza выпускала только шасси с мотором. На
шасси Hispano-Suiza ваяли кузова самые прославленные парижские ателье – Saoutchik, Kellner et ses fils, Million-Guiet.
В начале
30-х до Европы уже докатились последствия заокеанской Великой депрессии, и
дорогие машины перестали заказывать даже очень состоятельные клиенты. В 1937
году великая Hispano-Suiza закончила свое существование.
Hispano-Suiza К-6.
Год
выпуска
|
1937
|
Тип
кузова
|
Седан
|
Двигатель
|
6
цилиндров
|
Объем
двигателя
|
5,2
л
|
Мощность
двигателя
|
120
л.с.
|
Трансмиссия
|
механическая
|
Максимальная
скорость
|
140
км/ч
|
Автомобили
марки «Hispano-Suiza» относятся к числу самых выдающихся автомобилей всех
времен. В этих моделях автомобилестроение граничит с искусством.
Каждый
экземпляр «Hispano-Suiza» создавался очень долго. Ручная работа, заказные кузова,
оборудование на вкус покупателя, хитроумные механизмы, тщательная обработка и
отделка каждой детали обходились очень дорого. «Hispano-Suiza» стоила в 40-50
раз дороже автомобиля среднего класса. Капризы клиентов обеспечили автомобилям
этой марки неповторимость – двух одинаковых «Hispano-Suiza» не существовало.
Иногда по желанию заказчика делали сразу два варианта кузова: зимний закрытый и
летний открытый, которые переставляли, меняя на одних шасси в зависимости от
сезона. Некоторые, как барон Ротшильд, имели в своем гараже несколько машин «Hispano-Suiza»
разных моделей с разными кузовами. Богатые
на фантазию индийские магараджи предпочитали автомобили в причудливыми
украшениями в виде слонов и тигров, с блестящим кузовом золотистого или
серебристого цвета.
Парижская
богема чудила на свой манер, заказывая кузова из тюльпанового дерева или с
кормой в виде «лодочного хвоста» и отделку салона в стиле Людовига XIII.
Греческий король Георг II заказал себе даже трехосную «Hispano-Suiza». Испанский
диктатор Франсиско Франко, будучи патриотом этой прекрасной страны, представал
пред своим народом в кабриолете «Hispano-Suiza»
Н6. Художник авангардист Пабло Пикассо
каждое лето отправлялся из Парижа в Барселону на лимузине «Hispano-Suiza» Н6.
Комментариев нет:
Отправить комментарий